Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Троснянского района Орловской области
БОУ ТР ОО "Троснянская СОШ"
OBR57.ru

Учитель-логопед

Направления работы учителя-логопеда

В настоящее время особую актуальность приобретает инклюзивное образование, основанное на том, что все дети, несмотря на имеющиеся ограничения здоровья, включены в общую систему образования и обучаются совместно со своими сверстниками. С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, поступающих в начальную школу. Основная масса детей с нарушениями в речевом развитии обучается в условиях общеобразовательной школы, где осуществляется регулярная, целенаправленная логопедическая помощь.

Цель деятельности учителя-логопеда: является создание условий, которые способствуют выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы.

В процессе работы решаются следующие задачи:

  • проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения;
  • разработка плана коррекционно-логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;
  • организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ;
  •  проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи учеников;
  • участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ;
  • проведение регулярного изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ;
  • взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей;
  • разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности диагностической и коррекционной работы;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;
  • консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности родителей;
  • консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка.

Основные направления работы учителя-логопеда

1. Диагностическое направление

Диагностическая работа учителя-логопеда является составной частью комплексного изучения ребенка. Выводы логопедического обследования обязательно соотносятся с психологическими, педагогическими наблюдениями.

Основная цель этого направления - прогноз вероятных трудностей в обучении, составление плана работы с учетом речевых недостатков. Для этого проводится изучение уровня речевого развития ребенка, анализ письменных работ и качественная характеристика ошибок (со 2-го класса), наблюдение за учащимися в учебной деятельности.

Первичная диагностика

Целью этого этапа работы является определение уровня речевого и интеллектуального развития учащихся начальной школы, выявление учащихся, нуждающихся в первоочередной специализированной помощи. Первичная диагностика проходит с1 по 15 сентября. По ее результатам проводится зачисление учащихся на логопедические занятия и распределение детей на группы, в зависимости от речевого дефекта. На этом этапе учитель-логопед заполняет протокол обследования и логопедическую карту. Результаты первичной диагностики доводятся до сведения классных руководителей и родителей.

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики речевого и интеллектуального развития ученика, определения соответствия выбранных методов и приемов коррекции уровню приобретенных речевых навыков. Проводится с 1 по 15 мая. Результаты динамического диагностирования соотносятся с результатами учебной успеваемости по русскому языку.

Текущая диагностика направлена на обследование учащихся общеобразовательных школ по запросу родителей, педагогов. Временных ограничений такое диагностирование не имеет и проводится в течение всего учебного года по мере необходимости.

2. Коррекционное направление

Коррекционная направленность работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно-познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится направление коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В зависимости от структуры речевого нарушения дети зачисляются в группы: с НВОНР, ФНР, ФФНР, ЗРР, заиканием, нарушением письма и чтения. Количество детей в группах составляет 4-5 человек. Занятия проводятся в свободное от уроков время, с учетом режима работы школы. Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещения записываются в журнале посещения. Следует отметить, что учитель-логопед не только проводит коррекционные занятия, но и обеспечивает коррекционно-логопедическое сопровождение ученика, нуждающегося в логопедической помощи, проводит консультативную работу с родителями, педагогами.

На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы:

  • устранение различных нарушений речи и профилактика обусловленной ими неуспеваемости;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • формирование необходимых умений и навыков для усвоения программного материала;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

3. Аналитическое направление

Аналитическое направление предусматривает анализ влияния коррекционной работы на речевое развитие детей, и его оценку, обеспечение взаимодействия между специалистами. Необходимость этого направления работы обусловлено необходимостью комплексного подхода к проблемам ребенка, который предполагает:

  • системный анализ личностного, речевого и познавательного развития ученика, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений развития речи ученика, но и определить причины этих нарушений;
  • создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязь развития и коррекции различных сторон речевого развития ребенка;
  • обеспечение специализированного сопровождения обучения школьников;
  • взаимодействие специалистов в пределах школьного ПМПк.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Консультативно-просветительское направление работы учителя-логопеда проводится для оказания помощи родителям, учителям и администрации школы по вопросам устранения существующих речевых недостатков учащихся и предупреждения нарушений чтения и письма, которые мешают учащимся полноценно овладеть учебным материалом в рамках школьной программы.

Задачи данного направления:

  • профилактика нарушений чтения и письма;
  • предупреждения перегрузок младших школьников;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с отклонениями в развитии;
  • Привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции речевых недостатков.

Для реализации вышеизложенных задач учитель-логопед использует следующие организационные формы работы: систематические выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях школы, методических объединениях учителей начального школы; анкетирование родителей, индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросу, консультирование учителей и родителей по результатам обследования; информирование родителей об этапах коррекционной работы и демонстрацией коррекционно-развивающих упражнений.

5. Организационно-методическое направление

Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в школьных ПМПк, методических объединениях, педагогических совещаниях.

Логопед планирует свою деятельность в условиях тесного взаимодействия специалистов. Вместе с психологом и классным руководителем реализует комплексные программы коррекционного воздействия на ученика, участвует в заседаниях ПМПк, вовлекается в консультативную и просветительскую работы с педагогами, родителями, организует логопедические обследования учащихся начального звена.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.