Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Троснянского района Орловской области
БОУ ТР ОО "Троснянская СОШ"
OBR57.ru

История создания музея

Открытие музея

Ученик и ученица. Так, сменяясь, вереницей,
Дни идут, мелькают годы.
Мы приходим и уходим в школьный милый, добрый дом,
Где мы учимся, живем.
Память детства нас зовет.
Времена меняют ход.
И отличник, и проказник -
Знают все: сегодня праздник!
Отмечает день рожденья,
Принимая поздравленья,
Наш музей. Ему немного – 25.

У каждого музея свое лицо, свой неповторимый облик. Наш школьный историко-краеведческий музей, возник не случайно, его основание было продиктовано временем. Мальчишки и девчонки на полях сражений находили гильзы и снаряды. Со своими находками и с возникающими вопросами шли в школу. У директора школы Виктора Дмитриевича Жукова и учителя русского языка и литературы Валентины Ивановны Калининой появилась мысль о создании музея.

В.И. Калинина – педагог с сорокапятилетним стажем, возглавила музей. По крупинкам собирала вместе с ребятами материалы о ветеранах войны, вдовах погибших воинов, партизанах, вела переписку со многими из тех, кто сражался на нашей троснянской земле. В.И. Калинина сумела создать музей, равных которому не было. Книги, исторические материалы, фотографии, письма и экспонаты бережно хранятся в Троснянской школе и по сей день. Патриотизму, преданности героев, обеспечившим свободу Родины, нравственности учила В.И. Калинина школьников. Вместе с супругом Валентина Ивановна воспитала шестерых детей, награждена «Медалями материнства». Валентина Ивановна – энтузиаст, огромной эмоциональной и душевной глубины человек. Она ни минуты не могла прожить без дела, поэтическое вдохновение дарило ей стихи, в которых сама жизнь находила отражение:

Работай каждый день.
Крупицы твоего труда
Сольются воедино,
И созидания чудесная картина
Предстанет пред тобой тогда…
ВЕЧНАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ…

В 70-е годы в школе были созданы поисковые отряды, которые начали вести работу по созданию героической летописи села Тросна. Из походов по местам боевой славы ребята приносили экспонаты. Красные следопыты собрали материал о латышских стрелках, участвовавших в освобождении района от белогвардейцев, готовили документы об истории 132, 211 и 202 стрелковых дивизий, материалы о Героях Советского Союза И.Т. Пименове, А.И. Лебедеве, Ф.Г. Резнике, Н.Н. Шиленкове, освобождавших Тросну от немецко-фашистских захватчиков.

В школе развернулась большая военно-патриотическая работа, работали пионерские и комсомольские организации. Дети, учителя, родители включились в работу. Учитель – фронтовик Захаров Николай Мефодьевич взялся за оформление стендов. Учитель биологии Писарева Людмила Дмитриевна, владеющая навыками стендового письма, подписывала экспозиции.

Ко времени открытия музей располагался в трех комнатах.

В 1-й комнате находился раздел гражданской войны с собранным материалом о 1917-1922 годах.

Во 2-й и 3-ей комнатах - материалы о Великой Отечественной войне. О тех, кто не вернулся и о тех, кто вернулся с той войны, рассказывают ныне живущим наши ветераны. Материалы о Троснянском партизанском отряде, об однополчанах наших ветеранов, земляков, располагались в третьей комнате.

Школьный музей был открыт 8 мая 1985 года. Его открытие было приурочено к 40-летию Великой Победы. Участниками открытия были ветераны 211 с.д., 202 с.д. и 132 с.д. – эти дивизии сражались за освобождение сёл Троснянского района.

На праздник собрались жители села, района, школьники и ветераны, Почетные гости и все те, кто был неравнодушен к боевому прошлому нашего края.

Сейчас музей превратился в исторический комплекс, в котором можно найти сведения о жизни села и района, начиная с 9 века.

В музее проводятся уроки Мужества, уроки истории, посвященные темам гражданской и Великой Отечественной войны для учащихся 9-11 классов.

Собран материал по афганской и чеченским войнам.В музее работает лекторская группа, которая проводит экскурсии перед школьниками и гостями школы и села.

Материалы музея используют учителя начальных классов и учителя-предметники на уроках литературы, истории, географии, иностранных языков. Включение элементов краеведения в материал урока - это лучшая пища для ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается интерес к учебной деятельности. Ни с чем не сравнимое эмоциональное и интеллектуальное воздействие оказывает урок, проведённый в музее.

работа краеведческого музея Троснянской школы подтверждает золотую формулу этнапедагогики: "Без памяти исторической нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет личности, без личности нет народа".

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.