Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Троснянского района Орловской области
БОУ ТР ОО "Троснянская СОШ"
OBR57.ru

Учитель-дефектолог

Направления деятельности

В связи с переходом на новые Стандарты  происходят  изменения и в содержательной  части профессиональной деятельности  учителя-дефектолога.

Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют дальнейшего  наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .

Цель деятельности учителя-дефектолога:

Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования.

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога  строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно‑педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения  обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

  • диагностическое,
  • коррекционное,
  • аналитическое,
  • консультативно-просветительское  
  • профилактическое, организационно-методическое.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Диагностическое направление

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.

Диагностическое направление работы включает в себя:

  • первичное дефектологическое обследование;
  • систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития;
  • проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Коррекционное направление

Система  коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  • формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учебного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста.

Аналитическое направление

Проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.

Здесь решаются такие задачи:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка.

2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

3)обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4)взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого‑медико‑педагогического консилиума.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер.

Организационно-методическое направление

Включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК города, округа для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных (коррекционных) учреждений с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

График работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год

Дни недели

Время работы

Виды работы

Понедельник

 13.15 – 15.45

Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Вторник

14.15 – 16.45

Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Методическая работа.

Среда

13.15 – 15.45

Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Четверг

14.15 – 16.45

Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Методическая работа.

Вопросы, по которым консультирует дефектолог

Дети с трудностями в обучении. Как им помочь? (коррекционно-педагогическая помощь, основными задачами которой являются формирование навыков самоконтроля и речевого программирования (проговаривание последовательности действий), наличие которых у ребёнка позволяет удлинять период продуктивной учебной деятельности и повышать её самостоятельность).

Как сформировать познавательную сферу у обучающегося (процессы мышления, внимания, памяти, восприятия, работоспособности, пространственной ориентировки, необходимые для успешного обучения в школе).

Способы ликвидации пробелов в базовых знаниях и умениях, необходимых для успешного овладения образовательной программой.

Как сформировать учебную деятельность (учебно-познавательные мотивы, общеучебные интеллектуальные умения (ориентировка в задании, планирование хода его выполнения), осуществление самоконтроля по ходу и результату деятельности, самооценка выполненных действий).

Рекомендации для родителей медлительных, гиперактивных детей.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ и дети с низким уровне школьной  мотивации:

  • к категории детей с ОВЗ   относят детей,  состояние здоровья  которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми -инвалидами,  но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. 
  • к категории детей с низким уровнем школьной мотивации относят детей:

с сохранным интеллектом, но  имеющих проблемы в усвоении школьной образовательной программы по причине  нарушения  познавательных / психических процессов: нарушением памяти, внимания, восприятия, сенсомоторной координации, пространственных представлений и снижением уровня мыслительной активности).

Загруженные документы

  • Консультации педагогов
    • АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. Методическое пособие
      Просмотр
      Скачать
    • Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе
      Просмотр
      Скачать
    • Выступление на педагогическом совете школы "О реализации ФГОС среднего общего образования и введении ФООП в БОУ ТР ОО "Троснянская СОШ": к каким изменениям готовиться школе в 2023-2024 учебном году" по теме: «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС СОО»
      Просмотр
      Скачать
    • Дифференцированный подход в инклюзивном образовании лиц с различными нарушениями по ФГОС с ОВЗ
      Просмотр
      Скачать
    • Игры со словами для развития речи
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация для родителей «Десять заповедей хороших родителей»
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация учителя дефектолога для родителей. Как выявить проблемы ребёнка
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация учителя дефектолога для родителей. Как научить ребёнка усидчивости и внимательности
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация учителя дефектолога для родителей. Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация учителя дефектолога для родителей. РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация учителя дефектолога для родителей. Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация учителя дефектолога для родителей. Тренируем память
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация учителя дефектолога для родителей. Учимся решать задачи
      Просмотр
      Скачать
    • Консультация учителя-дефектолога для родителей. Чем занять ребёнка?
      Просмотр
      Скачать
    • Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
      Просмотр
      Скачать
    • Не пытайтесь переучивать левшу
      Просмотр
      Скачать
    • Общие рекомендации учителям, обучающим детей с задержкой психического развития
      Просмотр
      Скачать
    • Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования)
      Просмотр
      Скачать
    • Особенности работы учителя начальных классов с детьми ОВЗ в условиях инклюзивных (смешанных классов)
      Просмотр
      Скачать
    • РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
      Просмотр
      Скачать
    • РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
      Просмотр
      Скачать
    • Ребенлок и компьютер
      Просмотр
      Скачать
    • Учите детей отгадывать загадки
      Просмотр
      Скачать
    • Что такое познавательная деятельность, или Почему ребенок медленно думает
      Просмотр
      Скачать
    • ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СБОРНИК РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ
      Просмотр
      Скачать
Циклограмма работы учителя-дефектолога на неделю в 2022--2023 учебном году
Просмотр
Скачать
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.