"ФГОС в действии "Рабочая программа воспитания как методический документ, осуществляющий воспитательную деятельность в БОУ ТР ОО "Троснянская СОШ"
24.01.2022
Эпиграфом к нему послужили слова Н.А. Калимана
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
Докладчиком выступила на педсовете Фроловичева Л.Н. – педагог-организатор (куратор ВР ) ,которая информировала о том ,что рабочая программа воспитания БОУ ТРОО «Троснянская средняя общеобразовательная школа» направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. В пример было приведено высказывание известного французского писателя 20 века.
Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание ( Антуан де Сент-Экзюпери).Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Педагог-организатор (куратор ВР) отметила, что рабочая программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Закон №304-ФЗ31 июля 2020 года: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Педагоги познакомились с нововведениями в законе:
1.Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся: чувства патриотизма и гражданственности;уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества;уважения к закону и правопорядку; уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения ; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации; бережного отношения к природе и окружающей среде.
2.Введение таких документов по организации воспитательной работы, как:
• «рабочая программа воспитания»
• «календарный план воспитательной работы».
3.Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих доку-ментов. Рабочая программа воспитания образовательной организации включает в себя четыре основ-ных раздела:
1.«Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции
2. «Цель и задачи воспитания
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
- В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
Это краткая информация о:специфике расположения школы; источниках положительного или отрицательного влияния на детей; значимых партнерах школы; особенностях контингента учащихся; оригинальных воспитательных находках; важных для школы традициях воспитания.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания».
Общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности».
Инвариантные (обязательные) модули:
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Школьный урок»Модуль «Курсы внеурочной деятельности».
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия
в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках
следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Познавательная деятельность -«Родной язык – живописный источник любви и добра»
Художественное творчество.Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение.Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Модуль «Профориентация»
Модуль «Работа с родителями»
«Детские общественные объединения»
«Организация предметно-эстетической среды».
«Школьные медиа»
1. Результаты воспитания:
•Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса.
• Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов.
• Способом получения информации о результатах воспитания школьников является педагогическое наблюдение.
• Внимание уделяется следующим вопросам:
ü какие проблемы личностного развития школьников удалось решить, какие не удалось и почему;
ü какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
· Критерием является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
· Осуществляется анализ педагогом-организатором (куратором ВР, классными руководителями, родителями).
· Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
· Критерием является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
· Осуществляется анализ педагогом-организатором (куратором ВР, классными руководителями, родителями).
· Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
Свое выступление Фроловичева Л.Н. закончила словами известного советского педагогаА. Макаренко и французской писательницыЖорж Санд:
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А.Макаренко
Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая тайна воспитания.
Жорж Санд
Содокладчиками на педсовете выступили педагоги, которые более детально сообщили о реализации невариативных и вариативных модулей:
Киракосян А.В. ,классный руководитель 9б класса , рассказала из своего опыта работы о реализации
модуля «Классное руководство» и организации работы с коллективом класса. Была показана презентация с фото практической жизни своего класса и достижений обучающихся и видеоролик «Спасибо, мама!».Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Именно он помогает детям раскрыть их таланты, расставить правильные приоритеты, координирует взаимоотношения внутри класса. Как садовод помогает расти цветку, поливая и удобряя его, срезая плохие листья и поворачивая к солнцу, так и классный руководитель своей ежедневной работой и кропотливым трудом помогает
расти своим воспитанникам духовно, физически и интеллектуально.Было отмечено , что содержание модуля «Классный руководитель» в школьной программе воспитания поможет педагогам школы не утерять главный ориентир в деятельности классного руководителя — личностное развитие ребенка.Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит - погаснет факел или будет гореть все ярче и ярче. Именно поэтому главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Хозикова М.В.- учитель русского языка и литературы глубоко осветила направление «Познавательнаядеятельность» модуля «Курсы внеурочной деятельности» на примере курса внеурочной деятельности «Родной язык – живописный источник любви и добра» и поделилась интересными практическими наработками из своей практики в работе с обучающимися. Программа курса «Родной язык – живоносный источник добра и любви» несет в себе большой воспитательный потенциал. В отличие от средств массовой информации, насаждающих образ жизни, пронизанный агрессией, стремлением добиться успеха любой ценой, наш курс обращает внимание подростков на родные истоки, вечные христианские ценности. Он предлагает ребятам другой взгляд на мир – духовный и возвышенный. С помощью звука, слова, картинки учитель пытается благотворно воздействовать на душу растущего человека, разбудить его сердце для добра и веры. На каждом занятии старается создать доверительную атмосферу для откровенного диалога. Это особый контекст урока, духовная ситуация, в которой пребывают, живя, действуя, совершая поступки, учащиеся и учитель.
Илюхина Н.Д.- учитель физкультуры продолжила свое выступление по внедрению модуля «Курсы внеурочной деятельности» , но в других направлениях «Спортивно-оздоровительная деятельность» и «Игровая деятельность» в действии. Учитель поделилась своей разнообразной деятельностью и опытом работы и привела конкретные примеры в презентации. По физической культуре модуль внеурочной деятельности реализуется через следующие кружки и секции: «Азбука мяча» 6 классы, «Народные игры» 4 класс, «Волшебный волан» для учащихся 2 классов. Через спортивный клуб «Лидер» - «Детский фитнес» 2-4 классы, «Волшебный волан» для учащихся 4 классов, «Волейбол» - 7 - 9 классы. По данным кружкам и секциям составлены программы. Реализация программ осуществляется путем: построения программы на основе ФГОС- разработки новых спортивно - оздоровительных технологий; разработки и внедрения системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления; максимального привлечения ресурсов школы, содействующих здоровью и олимпийскому обучению; обновления и дополнительного оснащения материально-технической базы школы для расширения возможностей приобщения обучающихся к занятиям физкультурой, спортом и олимпийскому образованию формирования у школьников активной жизненной позиции, духовно-нравственных ценностей, связанных со спортом, олимпийским движением; вовлечения в занятия массовыми видами спорта и выявление одарённых детей в спорте для участия в соревнованиях различного уровня.
Карпова О.В. –учитель иностранного языка представила работу модуля «Школьный урок» в реализации воспитательного потенциала через уроки английского языка.
Казакова О.А.- старшая вожатая рассказала о работе модуля «Детские общественные объединения» ,о творческих делах и победах и презентировала эту деятельность в фотоотчете.
Линькова В.А. - педагог-организатор (куратор историко-краеведческого музея) раскрыла работу модуля «Экскурсии. Экспедиции. Походы » и детально показала 6 направлений экскурсионной деятельности музея.Для реализации модуля «Экскурсии, экспедиции, походы» были выбраны технология общешкольного проекта и технология создания исследовательских работ. Экскурсионная деятельность в школе осуществляется по шести направлениям: «Моя родословная»; «Летопись родного края»; «Мои земляки»; «Военная история края»; «Наши выпускники-участники локальных конфликтов»; «Школьный музей».
Зубкова В.М.-педагог-библиотекарь рассказала о внедрении модуля «Организация предметно-эстетической среды» и всех возможностей создания комфортно-развивающей среды в библиотеке. Подбирая материал , педагог-библиотекарь старается рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу и побеседовать с читателями. В заключении было подчеркнуто, чтобы ни делала библиотека, главная ее цель — приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Ведь Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать.