Пожарная безопасность
Общие понятия пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности достигается выполнением требований пожарной безопасности – специальных условий социального и (или) технического характера, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными документами илиили уполномоченным государственным органом.
Российское законодательство о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Основные понятия в области пожарной безопасности
- Процесс горения – протекание экзотермической химической реакции и условиях ее прогрессирующего самоускорения.
- Горючая среда – среда, способная воспламеняться привоздействии источника зажигания.
- Источник зажигания – средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения.
- Загорание – неконтролируемое горение вне специального очага без нанесения ущерба.
- Декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерахпожарной безопасности, направленных наобеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
- Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
- Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействиекоторых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.
- Первичные средства пожаротушения – средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.
- Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
- Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Противопожарные мероприятия в школе
Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:
- Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания – огнетушителей и др.
- Установка системы пожарной сигнализации, отслеживающей противопожарное состояние здания школы автоматически.
- Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
- Разработанный план и схема эвакуации из здания.
- Наличие эвакуационных маршрутов и выходов (всегда должны находиться в работоспособном состоянии).
- Эвакуационные знаки пожарной безопасности, размещенные на всех этажах и выходах.
- Стенды с информацией о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
- Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в школе с обучающимися и сотрудниками.
- Проводятся учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания школы.
Учения по пожарной безопасности проводятся совместно с представителями МЧС.
Обеспечение противопожарной безопасности
Администрация организовывает противопожарные мероприятия, а также полностью контролирует выполнение правил и требований ПБ. То есть, чтобы и учащиеся, и сотрудники соблюдали не только учебный режим, но и режим пожарной безопасности.
Обучение учеников
Технике пожарной безопасности в школе начинают учить еще в младших классах. Здесь детям дают простые понятия о том, что собой представляет огонь, а соответственно и пожар. Почему он является опасным, но для каких целей его применяют.
Знания для учеников начальных классов даются в виде игры, где используются наглядные пособия в виде игрушек или картинок, а также в виде просмотра мультфильмов.
Нередко для малышей организуют экскурсии в пожарные части, где наглядно показывают пожарные машины, самих сотрудников в полном обмундировании. Это самая действенная мера.
Ученикам младших классов прививают небольшое количество простейших правил.
Техника безопасности при пожаре в школе для учеников средних классов – это более серьезный подход. Вот элементы получения знаний:
- прививаются знания, как надо правильно пользоваться электрической техникой;
- дается информация о легковоспламеняющихся материалах: почему они так называются, как контактируют с огнем, и каковы последствия этого контакта;
- правила использования огнетушителей и других приспособлений и инструментов;
- правила спасения себя и других детей.
Последний пункт особенно важен. Поэтому проводятся учения, в которых отрабатываются правила эвакуации из школы. Работа над всеми пунктами проводится в виде викторин, конкурсов. Особое внимание уделяется практическим занятиям.
Правила противопожарной безопасности в школе у учеников старших классов – это в основном практические занятия. На них старшеклассников обучают, как и какими средствами можно бороться с очагом возгорания, как грамотно провести спасение людей.
По сути, старшеклассник должен обладать всеми первоначальными навыками пожарного.
Тренировки в школе
Проводимые учения по пожарной безопасности в школе – это практические занятия. Предшествует им серьезная подготовка. В первую очередь готовится план проводимых мероприятий. Обязательно директором создается приказ о проведении учений, в котором обозначаются сроки, время, ответственные. В основу документации закладывается план эвакуации: его графическая и тестовая часть.
Предварительно с учениками проводятся занятия, в которые повторяются правила эвакуации. На них же еще раз обозначаются эвакуационные пути, маршруты и выходы. Такие же занятия проводятся с сотрудниками школы. Проводит их директор или один из его заместителей.
Утверждается список наблюдателей, которые будут оценивать проводимые мероприятия.
Тренировка по эвакуации начинается с пожарной тревоги.
Действия учителя таковы:
- Обеспечить слаженность эвакуации учеников из своего класса. Главная задача преподавателя – исключить панику среди детей.
- Он должен оценить ситуацию и понять, по какому маршруту выводить детей будет более безопасно.
- Производит раздачу индивидуальных средств защиты: смоченные платки и тряпки.
- Не допустить, чтобы дети бросились тушить очаг возгорания. Необходимо объяснить, что этим будут заниматься подготовленные профессионалы.
- Объясняется и ситуация, связанная с личными вещами учеников. Брать их с собой нельзя, потому что портфели и рюкзаки только будут мешать при эвакуации.
- С собой учитель должен взять только журнал.
- Эвакуация производится слажено по намеченному маршруту.
- После того как класс покинул здание школы, учитель должен отвести группу на безопасное расстояние от горящего здания и провести перекличку на предмет наличия всех учащихся.
- После чего он должен доложить результат переклички директору школы.
Существуют определенные правила эвакуации детей и сотрудников из школы. Первыми выводят учеников, которые оказались ближе всего к очагу возгорания. В приоритете школьники, которые учатся в классах, расположенных на верхних этажах.
Каждый класс покидает здание парами. Первым идет учитель, показывая направление движения. Последними идут крепкие мальчики. Они обеспечивают порядок и создают условия оказания помощи более слабым своим товарищам. На них возлагается обязанность закрыть за собой двери. Таким образом предотвращается распространение огня. Директор, его заместители и ответственные за ПБ покидают школу последними.
Практические эвакуационные мероприятия в школе должны проводиться не реже 2-х раз в год. В конце составляется акт, в котором указываются результаты и недостатки.
К мерам пожарной безопасности в школе необходимо относится ответственно. Это серьезные мероприятия, которые гарантируют высокую степень противопожарной безопасности объекта.