Учитель-дефектолог
Направления деятельности
В связи с переходом на новые Стандарты происходят изменения и в содержательной части профессиональной деятельности учителя-дефектолога.
Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют дальнейшего наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .
Цель деятельности учителя-дефектолога:
Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно‑педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.
Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:
- диагностическое,
- коррекционное,
- аналитическое,
- консультативно-просветительское
- профилактическое, организационно-методическое.
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Диагностическое направление
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.
Диагностическое направление работы включает в себя:
- первичное дефектологическое обследование;
- систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития;
- проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Коррекционное направление
Система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.
Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста.
Аналитическое направление
Проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.
Здесь решаются такие задачи:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка.
2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
3)обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
4)взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого‑медико‑педагогического консилиума.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер.
Организационно-методическое направление
Включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК города, округа для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.
Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных (коррекционных) учреждений с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.
График работы учителя-дефектолога на 2024-2025 учебный год
Дни недели |
Время работы |
Виды работы |
---|---|---|
Понедельник |
13.15 – 15.45 |
Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. |
Вторник |
14.15 – 16.45 |
Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Методическая работа. |
Среда |
13.15 – 15.45 |
Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. |
Четверг |
14.15 – 16.45 |
Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Методическая работа. |
Вопросы, по которым консультирует дефектолог
Дети с трудностями в обучении. Как им помочь? (коррекционно-педагогическая помощь, основными задачами которой являются формирование навыков самоконтроля и речевого программирования (проговаривание последовательности действий), наличие которых у ребёнка позволяет удлинять период продуктивной учебной деятельности и повышать её самостоятельность).
Как сформировать познавательную сферу у обучающегося (процессы мышления, внимания, памяти, восприятия, работоспособности, пространственной ориентировки, необходимые для успешного обучения в школе).
Способы ликвидации пробелов в базовых знаниях и умениях, необходимых для успешного овладения образовательной программой.
Как сформировать учебную деятельность (учебно-познавательные мотивы, общеучебные интеллектуальные умения (ориентировка в задании, планирование хода его выполнения), осуществление самоконтроля по ходу и результату деятельности, самооценка выполненных действий).
Рекомендации для родителей медлительных, гиперактивных детей.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ и дети с низким уровне школьной мотивации:
- к категории детей с ОВЗ относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми -инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
- к категории детей с низким уровнем школьной мотивации относят детей:
с сохранным интеллектом, но имеющих проблемы в усвоении школьной образовательной программы по причине нарушения познавательных / психических процессов: нарушением памяти, внимания, восприятия, сенсомоторной координации, пространственных представлений и снижением уровня мыслительной активности).
Загруженные документы
-
Консультации педагогов
- АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. Методическое пособие
- Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе
- Выступление на педагогическом совете школы "О реализации ФГОС среднего общего образования и введении ФООП в БОУ ТР ОО "Троснянская СОШ": к каким изменениям готовиться школе в 2023-2024 учебном году" по теме: «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС СОО»
- Дифференцированный подход в инклюзивном образовании лиц с различными нарушениями по ФГОС с ОВЗ
- Игры со словами для развития речи
- Консультация для родителей «Десять заповедей хороших родителей»
- Консультация учителя дефектолога для родителей. Как выявить проблемы ребёнка
- Консультация учителя дефектолога для родителей. Как научить ребёнка усидчивости и внимательности
- Консультация учителя дефектолога для родителей. Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики
- Консультация учителя дефектолога для родителей. РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ
- Консультация учителя дефектолога для родителей. Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР
- Консультация учителя дефектолога для родителей. Тренируем память
- Консультация учителя дефектолога для родителей. Учимся решать задачи
- Консультация учителя-дефектолога для родителей. Чем занять ребёнка?
- Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
- Не пытайтесь переучивать левшу
- Общие рекомендации учителям, обучающим детей с задержкой психического развития
- Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования)
- Особенности работы учителя начальных классов с детьми ОВЗ в условиях инклюзивных (смешанных классов)
- РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Ребенлок и компьютер
- Учите детей отгадывать загадки
- Что такое познавательная деятельность, или Почему ребенок медленно думает
- ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СБОРНИК РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ